1. "Я так думаю..."

Фантастическая история Украины

Часть 1. Знакомство


Фантастическая история Украины


Субботним зимним утром я приехал машиной в обычную украинскую древню на Черниговщине. Он же жил на лугу в полутора километрах от центральной сельской дороги. Он предлагал мне встретить меня, но я отказался и сказал, что доберусь сам. Так как луг был заснеженным, мне пришлось оставить машину на обочине дороги и идти к нему пешком.
Двигаясь по лугу в сторону большого красивого озера в бассейне реки Десна, я начал понимать, почему он живёт именно здесь. Это не дача и не замок. Сам он называет это родовым поместьем, о создании которого мечтал с юношества более 20 лет.

Вокруг природа, с каждой стороны поместья отдельный элемент пейзажа. Само поместье расположено на берегу красивого озера, перед которым ширятся необъятные луга, которые в любую пору года радуют взор непередаваемой живописной красотой. С одной стороны простирается смешанный ольхово-дубовый лес, огибаемый рекой. Между лесом и озером  природным образом расположена поляна навскидку гектара полтора, на которой и возведено необычное поместье.

Я шел лугом по узкой заснеженной тропинке. Мне пришлось идти минут тридцать, пока я подошел к его поместью. Хоть снега было всего лишь по косточки, моё тело разогрелась, и в контакте со свежим морозным воздухом я ощутил внутреннюю эйфорию.
Обычно стереотипное мышление под поместьем понимает какой-то купеческий дворец, либо же загородное имение. Но здесь оказалось всё совершенно не так. В отличие от современных богатых загородных домов, обнесенных высоким забором, его поместье обсажено ягодными деревьями и густыми кустами, что в целом образует живой частокол. Насколько это непривычно для глаза и насколько это красиво...

Итак, я к нему добрался.  Он встретил меня у ворот поместья, увидев еще издалека, идущего по лугу.  Одетый по-простому, с одной стороны он меня смутил, а с другой стороны ассоциативно напомнил третьего президента Украины Виктора Ющенко, который, кроме всего прочего, вспоминается как «великий пасечник».  Когда я ему об этом сказал, он ответил:

 -  Богатство человека не сводится к материальному. 

Человек, как социальная единица, осознанный человек, должен иметь здоровые амбиции, однако всё остальное заключается в слове "здоровые". Человек ничего никому не должен априори, однако здоровый в полном понимании человек стремиться создать вокруг себя здоровую атмосферу. В этот момент возникает понятие «социальной ответственности», реализуя которую он получает гораздо большее богатство и дивиденды в виде персональных результатов, признания и сил, а также дополнительной мотивации и соответствующих возможностей для дальнейшего и постоянного развития той экосистемы, в которой он существует.

 -  Не слишком ли сложный ответ или комментарий мною сказанного по поводу пчеловодов? -  осмелился пошутить я.

 -  Извините, -  продолжил он, -  просто многомиллионные дворцы и золотые унитазы с костюмами от кутюр не способы развить человека духовно, а только лишь взращивает его тварное начало, внутреннего зверя, стремящегося, согласно иерархическим принципам теории Маслоу, подниматься всё выше и выше, показывая свое персональное преимущество перед другими людьми, питаясь энергией злости, ненависти и еще более страшно, энергией горя других людей.  Я же нашел для себя, на мой взгляд, естественную и природную форму самореализации как человека, равного другим своим согражданам. Это аккумулирует и приумножает более светлую энергию... Мне это важно... Согласно моего миропонимания…
Он предложил мне отправиться в дом, и мы вошли на территорию поместья. Удивительная атмосфера рукотворного оазиса даже зимой, под покровом снега, заставляла меня вращать головой на 360 градусов. И я поймал себя на мысли, что хотелось бы увидеться это место летом.

Внутри поместья создана некая особая экологическая система из диких деревьев, сада, виноградника и небольшого участка для выращивания свежих овощей.  Среди всего этого экологического рая ближе от центра к стороне леса стоит хозяйский двор, возвышенный на полтора метра от земли с помощью бетонных свай и каркаса из бревен. Это предусмотрено на случай разлива реки.

Приближаясь к возвышенному двору, моё внимание остановилось на несущемся в нашу сторону огромном сером псе, напоминавшем волка.

 Я остановился и остолбенел. Всплеск адреналина прогнал по моему телу жар, я интуитивно замер.  Пес подбежал к хозяину, виляя хвостом, а тот положил свою руку на мое плечо.  Пёс быстро и аккуратно меня обнюхал и лизнул меня за руку, показав тем самым принятие и понимание того, что я на этой территории гость. Хозяин хлопнул его по загривку, махнул рукой, и пес побежал в отдельно стоящий маленький лесок, где среди деревьев стояла дюжина ульев.  Отходя от адреналинового стресса, я благостно заулыбался, остановил свое внимание на ульях, вспоминая недавнюю тему о пасечниках.  Хозяин также мне улыбнулся, показал рукой в сторону двора, и мы продолжили путь ко двору.

Войдя во двор, я с любопытством стал его осматривать. Вход во двор организован в виде наклонного моста. По периметру двора расположены различные строения, организуя своеобразную закрытую крепость, однако в сторону озера со стороны бани простирается деревянный мостик, позволяющий легко и быстро добраться к озеру поудить рыбки, либо, выскочив распаренным из банной парилки, быстро окунуться в озерную воду.

Размер двора я оценил где-то 30 на 30 метров. И именно на его территории расположена вся хозяйственная инфраструктура: двухэтажный сруб, гостевой дом, сарай, гараж и баня, на втором этаже которой возвышается теплица для выращивания продуктов в зимний период. 
Двор оказался полностью деревянный. Мне даже на минутку показалось, что я нахожусь в каком-то историческом музейном экспонате, но утварь во дворе говорил о том, что это функционирующее жилье.

-  Знаете, Николай, не знаю насколько была уместна шутка о пасечниках, но всё, что я у вас увидел вплоть до этого момента, вызвала у меня ассоциацию с небезизвестным Германом Стерлиговым.

 -  Герман Стерлигов -  довольно публичная личность, человек, прошедший великолепный жизненный путь, говорящий много правильных вещей... много, но не всегда, на мой взгляд. Я ни в коем случае не проводил бы с ним собственное сопоставление. Хотя бы потому, чтоб он стал более публичным, изменив образ жизни на деревенский и в некотором смысле старообрядческий, оставив образ жизни очень успешного финансиста. Однако его популизм не видится мне душевным. А то что вы видите у меня в гостях -  это голубая мечта и цель все мои осознанной жизни. Если по-простому, это моя дача, моё хобби, место уединения моей души. И Вы – чуть ли не первый человек, не относящиеся к моему окружению, который здесь оказался. Я стал публичным, сыграв определенную роль в жизни государства. А здесь я нашел и создал пространство, где отдыхает и радуется моя душа. Я многим пожелал бы какого образа жизни, но моей целью не является его популяризация. Такой ответ достаточен для Вас?

 - Да, Спасибо. -  сказал я и обратил внимание на внутреннюю эмоциональную волну своего собеседника. По всей видимости между строками он мог бы сказать гораздо больше произнесенных слов.

- Предлагаю пройти в дом. - предложил Николай. Я одобрительно кивнул, и мы взошли на крыльцо добротного двухэтажного сруба.

Войдя в дверь, мы оказались в просторной высокой до крыши прихожей, посреди которой располагался красивый двухсторонний камин, облицованный камнем, и труба которого, напоминая добротную стелу, уходила прямо в конёк крыши.

Сняв верхнюю одежду, Николай предложил мне пройти в столовую, которой оказалась отдельная комната сруба, и представляла собой обычную кухню. Однако же в комплексе с добротным дубовым трапезным столом атмосфера неотесанных бревен сруба производила особое чарующее впечатление. В столовой хозяйничала супруга Николая. Она гостеприимно поприветствовала меня, и мы познакомились. Стол уже был накрыт, из него доносились ароматы блюд украинской кухни. Николай предложил позавтракать, и мы все сели за стол.  Кушая, я поймал себя на мысли, что несмотря на обычные приготовления, возможно после пешей прогулки по свежему луговому воздуху, приготовленная хозяйкой пища показалась мне божественной.

После трапезы мы с Николаем отправились в его кабинет, и он усадил меня в удобное стул-кресло за дубовый офисный стол, и сам, соответственно, сел, напротив.
 -  С чего начнем? - спросил Николай, и я решил произнести вступительную речь:
- Если разрешите, я еще раз проговорю цель моего визита и заранее поблагодарю Вас за предоставленную возможность интервью. Дело в том, что в результате вашей политической и государственной деятельности произошло многое...  То течение, в лидерах которого вы оказались, возникшее в 2018 году изменило страну, в хорошем смысле слова уж очень нашумело во всей Европе, да и в цивилизованном мире в целом. Было очень много событие, невероятных инцидентов, нестандартных путей достижения экономических результатов, национального сплочения и пробуждения гражданского общества. Было тяжело. Вам было тяжело. В стране было тяжело… И вы ушли… из политики и оставили пост «серого кардинала» новой Украины. Именно это вызвало невероятный информационный всплеск, множество версий, критики и рассуждений… как положительных, так и не в вашу пользу... Можно собрать целые Тома, правдой и неправдой озвученные в вашу сторону. И ваша готовность предложить обществу собственную версию правды сегодня очень востребована. Именно поэтому я сейчас здесь, и нам предстоит масштабное интервью, которое, я уверен, вызовет новые всплеск обсуждений, однако может стать частью вашей биографии и частью истории Украины.

Николай по-доброму улыбнулся, и задал, как мне показалось, несерьёзный вопрос, удаленный от начатой мной темы разговора:

 - Скажите мне, Сергей, что вы почувствовали, когда на территории поместья к вам подбежал Волчок?

Предполагая, что хозяину пса действительно может быть это важно, я ответил серьёзно и осмысленно:

 -  Сначала я очень испугался. Судя по окрасу шерсти и размерам, мне показалось что это волк. Однако после того как вы нас с ним познакомили, я почувствовал глубокое внутреннее умиротворение. Я почувствовал некую особую внутреннюю силу и мощь этого пса. И хоть хозяин поместья Вы, меня почему-то пробирало понимание, что он хозяин этой территории. Знаете, даже странно это озвучивать. Он не лаял, что обычно не характерно собакам в качестве реакции на нового человека... Странно как-то даже вспоминать свои ощущения, но должен признать, что они были довольно сильными..., повторюсь, особенно впечатлило ощущение внутреннего спокойствия после знакомства с ним, чувство защищенности что ли.
Слушай меня, Хозяин дома продолжал улыбаться. Когда я закончил свой ответ, он сказал следующее:

 -  Начнем с того, Сергей, что Вам не показалось. Это волк, -  в этот момент по мне повторно пробежался целый горячий муравейник, но я продолжил слушать еще более внимательно:

 -  Дело в том, что, мечтая о своем поместье, я почему-то представлял его охранником не собаку, а волка. Наверное, интуитивно это исходило из понимания степени свободы. Я представлял себе, что, возводя родовое поместье, я возьму маленького волчонка и с младенчества его воспитаю. Однако в жизни получилось несколько иначе. Спустя полгода, когда я поставил и обустроил двор, и еще не задумывался о животном охраннике, вопрос ещё не стоял в приоритете, Волчок сам к нам приблудился. Ничего особо любопытного, однако на тот момент я очень сомневался, смогу ли воспитать 3-4 месячного волка так, чтобы это оказалось безопасно не только для моей семьи, но и для живущих в окрестности людей.  А получилось, что животное само себя воспитало, если можно так выразиться. Я понимаю, что такое возможно не с любой особью..., следовательно, нам повезло. Волчок радует нас, на протяжении всего времени не было ни единой острой ситуации, спровоцированный сосуществованием дикого зверя с нами и с окружающим социумом.

Слушая Николая, у меня возникало внутренние сопротивление, вызывающее вопросы, которые я как можно быстрее хотел задать. Мой стереотипный, хоть теоретический и субъективный, опыт, то есть вскользь аккумулированные знания, не соглашалась с возможностью мирного сосуществования дикого зверя с людьми, или как выразился Николай, с социумом:

 -  Считается, что дикий хищник должен кормится мясом, как минимум для того, чтобы приглушалась соответствующая ему природная агрессия. Как он питается? Чем Вы его кормите? Как Вы его контролируете? Ведь Вы же понимаете, что, грубо говоря, в любой момент может проявиться его дикая природа, которая может привести к необратимым последствиям.

Николай продолжил повествовать о волке с такой ответственностью и серьезностью, как будто тема нашего интервью -  дрессировка диких животных в домашних условиях:

 - «Считается», Сергей, -  как раз ключевое слово в вашем вопросе. Сформированная временем стереотипная база принимается как аксиома, хоть порой и зачастую является перекрученной правдой в угоду всего лишь некоторых субъектов социума или определенных групп людей, с целью достижения привилегированных выгод, и тем самым установление статусного преимущества над другими членами общества. - Николай остановился и дал понять, что предоставляет слово мне.

Я же начал отслеживать в себе нарастание некого возмущения, в то же время предполагая, что перед тем, как вступить в спор, есть смысл отследить излагаемую Николаем мысль до конца:
 - Конечно же есть такое понимание, Николай, однако я не совсем понимаю, как можно провести аналогию между человеческим обществом и животным миром.

 - Хорошо, Сергей, я постараюсь постепенно ответить на ваши вопросы. Конечно же мы подкармливаем волка в качестве проявление уважения за верность и дружбу, однако основную пищу он находит себе сам. Рядом лес, где вполне достаточно дичи, и Волчок тем самым имеет возможность оставаться тем, кем создала его природа.

 - Допустим, однако и тут у меня возникают вопросы, потому что он волк, а в лесу могут находиться люди….

 - Я должен развернуть свой ответ, чтобы вы смогли понять, к чему я веду.  Волчок понимает свое место в природе. Он ценит нас как людей, давших ему дружбу.  Наше поместье он считает своей территорией. И в тоже время он способен обеспечить собственное существование самостоятельно. Но выходя в открытое пространство, то есть в близлежащий лес, он понимает, что та территория не является его собственностью с одной стороны, но созданные природой лесные блага он получает в зависимости от собственных потребностей. Если в лесу он увидит рысь, его осторожное поведение будет сведено к определённому паритетному сосуществованию.  Если увидит в лесу человека, он обойдет его незаметно стороной… именно он, который живёт с человеком. Но если рысь заберется на территорию поместья, он воспримет этот факт, как агрессию к своей территории, он будет ее выгонять, в том числе защищая нашу семью от опасности. Если на территорию поместья забредет какой-то любопытный и незваный странник, Волчок ограничит его передвижение, а в случае явной агрессии будет агрессивен соответственно. Не удивляйтесь, Сергей, такое уже было. Почему он не нападет? - спросите Вы, - Я не могу дать ответ на уровне психического анализа, однако могу Вам сказать, что в отличие от абсолютной дикого зверя, он воспринимает себя как социальную единицу в том числе человеческого общества и принимает любого другого человека как человека.

Ещё один очень интересный вопрос: взаимодействует ли волчок с социумом?  Я скажу: да. Я регулярно беру его с собой, когда езжу в деревню. Очень примечательный момент в том, что на него всегда агрессивно реагируют собаки. При этом он неспокоен, однако, если можно так выразиться, ведет себя уравновешено. Нету лая с его стороны, нету попыток наброситься, какой могла бы быть реакция ограниченного в свободе абсолютно дикого зверя. Конечно же, он в наморднике и на поводке. Когда я общаюсь со своими близкими, он спокойно находится рядом. Когда я беру его с собой, я не рассчитываю взаимодействовать с посторонними людьми. Однако если такое случается, я оставляю его ненадолго в стороне привязанным, и он спокойно меня ждет. Что же касается собак, то абсолютное большинство, как обычно, издалека агрессивно лают, а меньшинство шавок прижимает уши и далеко обходит его стороной. Мне кажется, Сергей, что пришло время пояснить Вам, к чему я это всё рассказывал.

Я сразу вспомнил свою вступительную речь по поводу нашего интервью. Вспомнил, что он ответил мне вопросом о моей реакции на пса, который оказался волком. Я пробежался в памяти по обширному комментарию, и, с ожиданием предстоящей «расшифровки», высказал готовность воспринимать его пояснение:

 -  Я так понимаю, Николай, что всё вышесказанное -  это своеобразная аллегория. Я неожиданно удивлён, что это аллегория из реальной жизни, однако мне действительно не терпится услышать от вас ее значение. Тем не менее, чтобы Вы не сказали дальше, ваш небольшой рассказ о вашем волке как о части социума, впечатляет сам по себе.

Николай повернулся к окну и сделал минутную паузу, как будто своеобразный Антракт между действиями пьесы, после чего посмотрел на меня и предложил сделать короткую прогулку. Кроме всего прочего он аккуратно пошутил:

 - Надеюсь, понимание, что Вы познакомились с волком, не посеял в вас страх..., впрочем, в любом случае хочу Вас успокоить, заверив, что Волчок не приближается и не беспокоит повторно гостей.

Мои мысли зашевелились вокруг опыта из жизни, когда независимо от утверждения хозяина собаки, мол, «не бойтесь, она не укусит», внутреннее ощущение опасности, особенно когда собака внушительных размеров, зачастую не перестаёт исчезать. И, конечно же, в этом случае, тем более, что на месте собаки волк, опасения за собственную безопасность я продолжал ощущать. Это «легкое беспокойство» оказалось достаточно сильным, что я счел необходимым уточнить у Николая:

 - Это стандартная фраза, или этим вы опять что-то хотели сказать между строк? - на что Николай сказал:

 - Я хотел сказать, что не беспокоить гостя -  осознанный приобретенный инстинкт Волчка. Когда, отвечая на мой вопрос, Вы сказали, что почувствовали страх, волк тоже его почувствовал... ваш страх... И лизнул руку, тем самым показал свое принятия вас как гостя его хозяина. Но самое главное, что я хочу вам сказать, так это то, что Волчок чувствует, ценит и любит пространство поместья, и ему также важно, чтобы в этом пространстве сохранялась здоровая атмосфера. Именно поэтому он повторно к гостю не подходит. Никто специально его этому не учил.

После этой фразы, конечно же, внутренняя настороженность у меня осталось, однако Николай меня успокоил. Во мне поселилась уверенность, что ничего плохого со стороны волка со мной не произойдет. Тем не менее у меня осталось понимание, что чего-то лишнего либо недоброжелательного со своей стороны, как минимум на территории этого пространства, я себе позволить не смогу.

Если честно, я не совсем понимал, зачем ему понадобилась эта небольшая прогулка. Мне казалось, что наш разговор уже как раз начал набирать определенную завязку, и было бы целесообразно его продолжить. Тем более что разговор длился еще не так долго. Однако в виду уже услышанного я мог предположить, что Николай хочет мне что-то показать, и это что-то скорее всего может иметь значение в контексте нашего интервью. Именно поэтому его предложения не вызвало во мне особого противоречия, и я с удовольствием согласился на эту прогулку. Тем более, что за свою безопасность во взаимоотношениях с волчком я уже был спокоен).

Мы вышли в прихожую, оделись и вышли во двор. Николай предложил мне пройтись к озеру, и я с любопытством согласился. Подойдя к краю двора со стороны озера, я обратил внимание на дверь в добротную баню... Конечно же, со сруба. Напротив бани стоял гостевой дом... Конечно же, так же со сруба. Как раз между баней и гостевым домом оставался проход за пределы двора, и этот проход плавно переходил в неширокий деревянный мост, ведущий к озеру.

Мы дошли до конца моста и оказались над озером метрах в четырех от берега. Я посмотрел по сторонам, и повторно прочувствовал внутреннее состояние спокойствия и умиротворения.

 -  Что вы чувствуете сейчас? -  спросил меня Николай.

 -  Спокойствие и умиротворение. -  ответил я.

 -  А есть ли какое-то «знаменательное» ощущение?

 -  Наверное, ощущение свободы... да… свободы… -  повторил я.

 -  Мне приятно, что Вы это почувствовали. -  с улыбкой произнес Николай, -  это как раз то чувство, дающее силы, и вдохновляющие созидать... Ну, это я вам из опыта говорю... Можете, конечно, не верить. Однако именно такая атмосфера является для меня ценой. А вот дворец за высоким забором, к которому привыкли большинство состоятельных людей, к сожалению, дают чувство защищенности. Если к чувству защищенности добавить финансовые возможности для реализации всяких хотелок, появляется некая гибридная абстракция, которую большинство людей называют свободой. Но свободой это абстракция не является. Ну ладно, Сергей, можете считать это моей лирикой. А сейчас я предлагаю Вам прогуляться по поместью.

 -  Согласен. -  сказал я, -  тем более, что по поводу волка Вы меня уже успокоили. -  шутливо с улыбкой сказал я, и мы направились через двор к центральному выходу со двора на "приземленную" территорию поместья.

Пока мы выходили со двора на очаровательную территорию, Николай решил озвучить мне определенную ремарку, и сделал это таким образом:

 -  Сергей, Вы видели фильм "Мимино"?

 -  Да, конечно, помню этот фильм замечательным исполнением роли Вахтангом Кикабидзе.

 -  Тогда вы должны помнить фразу "я так думаю...".

 -  Конечно же помню... Хороший пример проявления уважения свободомыслия одного человека по отношению к другому.

 -  Я хотел бы Вас попросить: -  задумчиво стал говорить Николай, -  независимо от того, как вы оформите наше интервью, пожалуйста, воспринимайте мною сказанное как точку зрения. Понимаете, когда мы будем вспоминать и обсуждать мои поступки и действия в активной фазе государственной службы, это будет уже история... Начиная разговор, Вы говорили  о информационном шуме в СМИ и обсуждениях в обществе, которые были… и которые будут...

Изучая опыт различных стран, которые в то или иное время достигали определённых социально-экономических эффектов, принимая и проводя те или иные политические решения, я поймал себя на мысли, что никогда и ни у кого не было политического Грааля.

 Всегда присутствовали субъективное персональные качества и решения живых людей, так или иначе оказавшихся в лидерских позициях. Программы реализовывались легче и быстрее, когда руководители получали явное большинство доверия народа. Но всегда… понимаете… всегда была оппозиция, была критика, было обсуждение и осуждение... И всегда находился целый ряд аргументов и фактов, свидетельствующих о неверности выбранного пути развития или механизмов достижения поставленных целей. Ярким примером этому может служить история Грузии и Саакашвили. Наша страна, возможно, одна из самых «прокачанных» с точки зрения опыта предательств и разочарований как в масштабе далёкой истории, так и в современной истории создания и становления государства. Информационный всплеск, о котором вы упоминали, неизбежен. Потому как я, обычный человек, субъективен, со своими персональными убеждениями, недостатками и комплексами, также не имел никакого Грааля.
Когда у меня «появилась возможность», я предложил вариант развития гражданского общества и экономики страны, получил доверие народа, поддержку сильных мира сего, основываясь на персональной ответственности, своей и моей команды, за выполнение программ, которые, чудом, потенциально удовлетворили интересы рядового гражданина, интересы большого бизнеса и тогдашнего олигархата, а также международное сообщество было вынуждено принять нашу программу как рабочий вариант. Это был компромисс. Иначе бы Украины как государства могло бы не стать. И всё случилось только потому, что мы не обманули никого, всё общество приняло высшие конституционные нормы за основу… реально… общество нашло силы отвернуться от коррупционной концепции, поднять национальный дух и встать на лыжню... Мне выпала честь представлять государство, и я выполнил весь обещанный минимум... в результате этого Украина изменилась, а я могу позволить себе жить на природе в скромном поместье, избежав участи ранее известных Чаушеску и Каддафи. Я - как мой волк, а информационный шум - как очередная замечательная, верная своему хозяину собака, лающая на моего Волчка... И она, наверное, тоже права, потому как тоже представляет собой социальную единицу. Спокоен ли я? Конечно же не спокоен... Однако жизнь заключается в том, чтобы идти вперёд и преодолевать препятствия, приобретая свой собственный персональный опыт, основанный на персональных суждениях, персональных решениях и поступках... Поэтому, дорогой Сергей, прошу Вас: воспринимайте всё мною сказанное только как точку зрения, чем оно и является... Потому что... Я ТАК ДУМАЮ...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

9. Возможности и способности

11. Концепция - система путей решения

5. РЕСПУБЛИКА УКРАИНА