6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ



Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.

Мы предложили украинскому обществу комплексную экономическую реформу, направленную на максимальную налоговую либерализацию наряду с возрождением высоких социальных стандартов.

 -  Но ведь считается, что это не совместимо. Либеральная НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА не позволяет обеспечить высокие социальные стандарты и гарантии.  В чём же заключалась ваша экономическая реформа, если она минимизировала налоги и в тоже время обещала наполнить государственный бюджет? Это звучало как чистой воды популизм.

 -  Развитие экономики предполагает всесторонние меры для увеличения ВВП. Другими словами, нужно было максимально увеличить оборот страны, который напрямую отражается на покупательной способности населения, и характеризует уровень его благосостояния. Конечно же, отдельные премудрые экономисты могут со мной поспорить по этому поводу, но экономическая политика предыдущего правительства не ориентировалась на увеличение ВВП, а только лишь загоняла народ и бизнес в непосильное «ярмо» налогов и поборов.

Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. GrossDomesticProduct), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

С какой бы стороны мы не посмотрели, растущий суммарный экономический оборот страны характеризуется либо увеличением рентабельности, либо растущим объемом производства. Мы ставили перед собой цель внедрение экономической политики, которая позволила бы достичь максимального темпа роста ВВП в кратчайшие сроки.

 -  Мне в голову приходит понятие  «Японское экономическое чудо».

 -  Вот именно, Сергей, только нам пришлось осуществить «Украинское экономическое чудо» с сингапурскими антикоррупционными методами одновременно.

 -  Действительно, Николай, антикоррупционная кампания Украины прославилась во всём мире не менее сингапурской без крови и репрессий. Но расскажите, пожалуйста, о ключевых элементах новой экономической политики, внедренной в Украине с приходом «Жовто-Блакитной» партии.

 -  Сформировавшаяся стая волков была принципиальна не только в вопросе борьбы с коррупцией. Мы перезапустили экономику страны. Под «перезапуском» подразумевалось огромное множество механизмов. Однако, наряду с новой налоговой системой, была сделана ставка на несколько ключевых программ, позволивших получит экономический эффект.

Мы реформировали банковскую систему Украины, задав новый ритм коммерческим банкам в политике кредитования.  Для этого нам пришлось провести сложнейшую операцию рефинансирования украинского бизнеса руками государственных банков с целью минимизации процентных ставок, что открыло«второе дыхание» ипотечному рынку и кредитованию частных лиц в том числе. Нам пришлось на законодательном уровне ужесточить условия ответственности по кредитным обязательствам, но атмосфера налоговой либерализации породила волну новых предпринимателей, которым были нужны оборотные средства.

 -  Вы говорите, что были ужесточены условия ответственности по кредитам. Уточните этот нюанс, потому как он звучит устрашающе для потенциального должника. Вы стали поголовно сажать в тюрьму? – засмеялся я.

 -  Нет, Сергей, -  засмеялся в ответ Николай, -  кредитная политика заключалась в том, что благодаря государственной программе реинвестирования процентные ставки по кредитам максимально приближались к уровню европейских кредитных традиций. Это однозначно стало очень привлекательно предпринимателю и гражданину.

Однако,наряду с мониторингом целевого использования кредитных средств была внедрена жесткая система залогового обеспечения и гарантий возврата. Ведь в казне не было свободной копейки для осуществления кредитной программы, именно поэтому реинвестирование осуществлялось за счет привлеченных извне средств. А с целью минимизации входящей процентной ставки мы были вынуждены гарантировать возврат заемных средств дополнительными инструментами.

Углубляться в этот вопрос большого смысла нет, но государственная политика минимизации стоимости кредита сыграл одну из ключевых ролей в возрождении экономики страны.

-  Почему всё-таки Вы утверждаете, что изменения в банковской и кредитной политике стали ключевым фактором возвращения экономики Украины? Ведь считается, что в условиях рыночной экономики уровень финансовых отношений регулируется естественным путем.

 -  Всё регулируется естественным путем рыночных отношений. Однако базовые условия, задаваемые государством, влияют в целом на стоимость банковских и кредитных услуг. А стоимость кредитов напрямую отражается на себестоимости продукции и на ее конечной цене, которая напрямую влияет на конкурентоспособность в условиях той же рыночной экономики. Мы поставили перед собой задачу вывести украинского производителя на качественно новый уровень конкурентоспособности.
Именно поэтому банковская кредитная политика и осуществленные со стороны государства мероприятия сыграли ключевую роль в росте ВВП страны как ключевом факторе формирования государственного бюджета и развития экономики в целом. В конце концов, уже лучше пусть предприниматель, в рамках формирования себестоимости собственной продукции, имеет возможность сформировать как можно больший фонд оплаты труда и сохранить конкурентоспособность вместо уплаты ненормальных процентов по кредиту наряду с непосильными налоговыми обязательствами.

-  Какие еще из ключевых элементов реформы, повлиявших на развитие экономики, Вы могли бы выделить?

 -  Однозначно, это таможенная политика. Наша задача состояла в прекращении вывода капитала из Украины в оффшорные зоны. И новая таможенная система стала способствовать накоплению капитала внутри экономики страны.

 -  Но ведь либеральная налоговая система, исходя из ваших же рассуждений, и так способствовала деофшоризации. Чего существенного привнесла в экономику новая таможенная система?

 -  На бытовом уровне понятие «оффшор» ассоциируется с преступной деятельностью. Однако же это совсем не так. Просто предприниматель «прогоняет» свой безналичный оборот через «оффшор», отличающийся низкой налоговой ставкой либо же ее отсутствием, оставляя на «оффшорном счёте» свой чистый доход. Это происходит в тех случаях, когда он не доверяет собственному государству либо же налоговая нагрузка слишком высока. С точки зрения свободы, и это звучит непопулярно, он имеет полное право так поступать.
Да, мы максимально либерализировали налоговую систему и сделали возможным свободно распоряжаться заработанными средствами. Я это объяснил Вам, когда мы говорили о новой налоговой системе Украины.

Однако же существует понятие международной экономики. Я имею в виду, что Вы можете организовать бизнес, покупая мандарины в Турции и продавая их в Финляндию. На пути следования эти мандарины могут даже не появляться на территории Украины, однако документально они проходят через Украинскую таможню. Сложность и запутанность украинской таможенной и налоговой системы ранее побуждало Вас «прогнать» товарооборот и безналичный расчёт через, к примеру, британскую оффшорную компанию. Украинская экономика при этом осталась «с носом».

Еще более показательная ситуация, объясняющая суть оффшора, следующая: работая в сфере обслуживания внешнеэкономической деятельности, я очень часто замечал, что украинское производство реально покупало сырье, допустим каучук, у российского производителя. То есть фура или вагон каучука следовали напрямую из России в Украину, однако по документам этот каучук покупался у британской компании. Что это было, если не оффшорная схема?

Кроме стратегических групп товаров и сырья, строго определенных законом, таможня минимизировала все пошлины на экспорт и импорт продукции, оставив лишь фиксированные ставки за таможенное обслуживание. Таким образом, использование иностранных оффшорных схем для производителя и бизнесмена стала нецелесообразным.

Более того, в транзитном бизнесе, на примере мандарин из Турции в Финляндию, бизнесмену стало выгодно работать через украинскую компанию. А это, поверьте, существенная доля денежного оборота в экономике страны. Предпринимателю стало выгодно оставлять чистую прибыль в Украине, и, следовательно, он потратит эти деньги не в Британии, а в Украине, поддерживая отечественного производителя и украинскую экономику. Конечно же, за исключением тех случаев, когда он захочет приобрести недвижимость в одной из европейских стран, что является его законным правом.

Таможенная политика сделала выгодным открытие оптовых предприятий на территории Украины на базовых условиях с оплатой минимальной пошлины. Тем самым крупные посредники, олигархи в прошлом, потеряли возможность зарабатывать сверхприбыли, монопольно устанавливая заоблачное наценки. А это привело к нормализации цен на товары и продукты, что так же напрямую отразилось на уровне благосостояния населения страны.

-  Какой еще ключевой элемент новой экономической политики Вы могли бы назвать, если считаете, что он существовал.

 -  Я уже говорил, что было запущено огромное множество механизмов для перезапуска экономики. Однако существует еще один очень важный ключевой элемент -  это инвестиционная программа, позволившая наполнить страну капиталом и создать миллионы рабочих мест с достойным на тот момент уровнем оплаты труда.

 - «Достойный на тот момент» -  очень скользкий аргумент, на мой взгляд. Объясните, пожалуйста.

 -  Зарабатывая на производстве в лучшем случае 300-400$ «чистыми», гражданин уже не имел право на субсидию, и до половины его заработка уходило на коммунальные услуги. Отсутствие реальных социальных гарантий и разваленная инфраструктура дополняли его общее представление о «серой перспективе» … и он уезжал работать в Польшу, зарабатывал там, имея руки, «грязными» 1000$, из которых 500-600$мог откладывать или отправлять родным в Украину. Жена дома оформляла субсидию, и чувствовала себя уже «зажиточно», тем не менее мечтая со временем перебраться всей семьей к мужу.

Инвестиционная программа создала благоприятные условия для вхождения в Украину огромного объема иностранного капитала, в том числе открылись десятки, а потом сотни крупных производственных предприятий, заработная плата на которых составила минимум 500-700$, и те же 1000$, если работник имел «хорошие руки». Я вам говорю о времени, когда инвестиционная программа только запустила вхождение в Украину иностранных производств. Но уже тогда для уехавшего гражданина оказалось целесообразным вернуться в Украину, зарабатывать те же 1000$ дома, заплатить 100$ социального налога, и, за минусом прожиточных затрат семьи, заплатить еще долларов 50 подоходного налога (20% с облагаемой части дохода семьи).

Конечно же, 500, 600 или 1000$в понимании Европейского уровня доходов -  это немного, но этот доход был «достойным на тот момент», отвечая на ваш уточняющий вопрос.

 -  Насколько я понимаю, инвестиционная программа способствовало не только новому витку индустриализации страны.

 -  Конечно же. В первую очередь нужно было вытащить из-за порога бедности полстраны. Но основная перспектива инвестиционной программы заключалась в обеспечении технологичных и инновационных направлений, используя научный и инженерный потенциал Украины. Ведь миграция умов оставалась самым печальным фактом и результатом четверть-вековой истории Независимости.

 -  Николай, у меня всплыл еще один дополняющий вопрос. В своём рассказе вы упомянули субсидию, и я не могу не спросить: как вы решали вопрос с коммунальными платежами?

-  Мы упразднили понятие субсидии как прямой коррупционный механизм. Ведь как было раньше?  Устанавливались высокие коммунальные тарифы, уходившие в карман олигархов, государство находило все новые и новые налоговые механизмы, за счёт которых предоставлялись субсидии малообеспеченному населению, убивая тем самым целесообразность ведение бизнеса и организации производства. В рамках новой экономической политики коммунальные тарифы стали строго подконтрольны, конечно же учитывая рыночное ценообразование.

 -  Но как возможно совмещать рыночное ценообразование со строгим государственным контролем?

 -  Давайте посмотрим на примере газа, который мы с Вами уже разбирали. На момент 2018 года фактически искусственно было установлена цена на газ для населения в размере более 7000 гривен, то есть порядка 300$, из которых 70% составляла рента в пользу государственного бюджета. Чистой воды коррупционная схема.  Государство с благородного плеча предоставляло субсидию якобы за счёт той ренты в 70%, чтобы «состоятельное»население платило«по полной программе». В бюрократических механизмах добрая часть той ренты прямо отправлялась на офшоры коррупционеров.
А в результате Вы можете вспомнить скандальную ситуацию, когда рабочие производств с относительно хорошей заработной платой, порядка 7-10 тысяч гривен, возмущённо отказывались получать зарплату официально, потому как считались уже «состоятельными» и, не имея право на субсидию, всю свою «состоятельную» заработную плату должны были отдать коммунальщикам.

С другой стороны, установив цену на газ для населения в размере 100$, и ренту 50% от грязной прибыли, мы фактически втрое снизили цены на газ для населения, оставив достаточной прибыльность газодобывающей компании. Так были проработаны остальные статьи, составляющая коммунальную плату, а ряд источников коммунальных услуг были технологически модернизированы. Таким образом «коммунальная» нагрузка на бюджет семьи, составлявшая до 2000 гривен за двухкомнатную квартиру в отопительный сезон, стала приемлемой и посильной.

 -  А как же пенсионеры, имеющая мизерную пенсию?

 -  Сейчас гражданин Украины, вышедший на пенсию, имеет хороший пенсионный бюджет. Но на то время, когда экономическая реформа только начиналась, конечно же пенсионерам было тяжело. И правительству пришлось найти возможность обеспечить минимальную пенсию в размере прожиточного минимума, что составляло на тот момент эквивалент 100$. По сравнению с предыдущим уровнем минимальная пенсия сразу увеличилось в 2 раза. 

Прожиточный минимум калькулировался из различных статей расходов, в том числе затрат на коммунальные услуги.
Допустим, коммунальные услуги составляли 30% от прожиточного минимума, то есть 30$. Если пенсионер жил сам в двухкомнатной квартире имел минимальную пенсию, а суммарно коммунальные услуги обходились ему в 50$, то 20$возмещались ему из бюджета территориальной громады, членом которой он являлся.
При этом были установлены максимально допустимые социальные нормы, позволяющая пенсионеру претендовать на возмещение. Ведь если бы пенсионер жил один в 4 комнатной квартире, по сути, это равноценно тому, если бы он жил один в загородном особняке, и в таком случае он должен рассчитывать на собственные сбережения, либо же продать большую недвижимость и приобрести недвижимость в рамках социального стандарта.

Это уже частный случай и отдельный разговор. Но семейная пара пенсионного возраста даже с минимальной пенсией вполне комфортно смогла оплачивать коммунальные услуги за двухкомнатную квартиру.

 -  Объясните пожалуйста, почему разница за коммунальные услуги доплачивало не государство, а территориальная громада?

 -  На плечах государства лежал огромный пенсионный груз, учитывая моментальное увеличение вдвое минимальной пенсии. Территориальная громада в условиях перераспределения финансовых потоков в новой системе децентрализации имела достаточный бюджет, тем более, таких случаев с пенсионерами были единицы.  С другой же стороны, это социальная ответственность органа самоуправления и всей территориальной громады является дополнительной мотивацией для должного развития экономики громады.

 -  Вы сказали о минимальной пенсии. Как стал формироваться и наполняться пенсионный фонд в целом?

 -  Государственная пенсия осталось на относительно низком уровне. Ведь минимизация системы налогообложения не могла позволить высокий уровень пенсионного обеспечения. И в принципе это было нецелесообразно.  Исключением были отдельные категории, претендующие на повышенный уровень государственные пенсии.

Служащие сектора национальной безопасности при выполнении условий обязательной выслуги получают пенсиюс коэффициентом от 2 до 5 от той же минимальной  в зависимости от профессиональных достижений.
Государственная пенсия стала лишь частью пенсионных накоплений. Основной и главной частью бюджета в пенсионном возрасте стало персональное пенсионное накопление.

Нашей задачей было создание условий, в которых работающий гражданин зарабатывал достойные деньги. Сразу уточню, что в секторе национальной безопасности заработная плата изначально была выше, чем в гражданском секторе экономики, за счёт ранее описанного обособленного бюджета сектора.
Были созданы условия для появления частных пенсионных и инвестиционных фондов, предлагающих различные пенсионные программы. Гражданин, единожды оплативший из зарплаты социальный и подоходный налоги, выбирает удобную пенсионную программу и откладывает определённые средства согласно выбранной программы.

По окончанию срока выплат по программе он уже пользуется накопленными и приумноженными средствами. Эти средства не облагаются налогом. Нет необходимости дожидаться пенсионного возраста. Таким образом можно отложить сумму на покупку дома или машины. В пропорциональном соотношении персональная часть пенсионных накоплений в разы превышает государственную пенсию.

Но если гражданин на протяжении всего времени работоспособного возраста жил на «широкую ногу», отдыхал где и сколько вздумается, и не откладывал средства на старость, при наступлении пенсионного фактора (стаж, выслуга, возраст) ему гарантирована государственная пенсия.

 -  А как с жильем для такого гражданина, если он всю жизнь прожил в хорошей съемной квартире, а на пенсии не может ее себе позволить? – с юмором попросил уточнить я.

 -  Существует программа социального жилья, на которую претендуют как подобные пенсионеры, так и любые граждане, работающие и отчисляющие социальный налог.  Это "малосемейки" и общежития, находящиеся на балансе самих предприятий, на балансе громад либо же на государственном балансе.
Жилье не может быть приватизировано либо приобретено жильцом, и стоит оно в пределах установленные нормы от прожиточного минимума.  Таким образом обеспечивается закрепленный Конституцией жилищный стандарт.

 -  Вы хотите сказать, что в Украине так просто появилось необходимое количество социального жилья?

 -  Сергей, во времена космических экскурсии в самодостаточной и экономически развитой стране вопрос социального жилья -  это вопрос, недостойный серьезного внимания.  Общество и государство смотрит в сторону отсутствие необходимости в социальном жилье.  А построить, грубо говоря, 10 квадратных метров на одного человека, который «умудрился» не заработать на хороший дом или квартиру, не является проблемой.

Завершая интервью, я решил задать ему последний «философский» вопрос, -  рассказанная Вами история в целом представляется очень легкой и естественной.  Неужели люди, занимавшие ключевые руководящие посты в Украине, на протяжении четверти века не могли реализовать то, о чём Вы рассказали, то, что реализовала ваша команда?  Неужели они были настолько глупы?  Ведь не хочется верить, что все они были настолько аморальны по отношению к своему народу, что предавали национальные интересы...

 -  Сергей, резюмируя наше объемное интервью, позвольте сказать САМОЕ ГЛАВНОЕ...



Читайте также:











Остальные затрагиваемые темы будут включены в перечисленные части, но я счел нужным выделить одну тематическую ремарку, связанную с видением Николая вопроса образования украинской нации, и назвал ее "ИСТОРИЧЕСКИЙ КОД УКРАИНЫ".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

9. Возможности и способности

11. Концепция - система путей решения

5. РЕСПУБЛИКА УКРАИНА