5. РЕСПУБЛИКА УКРАИНА
- Николай, есть ещё одна очень важная
обширная тема - это форма
государственного правления и территориального устройства, связанные с ними
механизмы выборов, территориальных и управленческих взаимоотношений. Были большие изменения. Расскажите
пожалуйста, как это происходило, чем была обусловлена такая необходимость.
Пятой статьей Конституции Украины
закреплена общественно-политическая аксиома: УКРАИНА ЯВЛЯЕТСЯ РЕСПУБЛИКОЙ.
Носителем суверенитета и единственным
источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть
непосредственно и через органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Право определять и изменять
конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может
быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.
Никто не может узурпировать
государственную власть.
Респу́блика
(лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при
которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок,
либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например,
парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.
Однако украинская республика до 2018 года
характеризовалась регулярным одурачиванием источника власти путем манипуляций, «гречки»
и безответственных обещаний. Что президент, что депутат имел практическую
возможность пообещать именно то, чего хотел избиратель, а в результате, получив
мандат, делать то, что хочет, а зачастую -
что выгодно. За четверть века эта традиция настолько укоренилась, что
любые формальные жалкие попытки искоренить «коррупционную первопричину» не
давали никакого результата и выглядели безнадежным.
Что нужно было сделать? Независимо от
политических взглядов, необходимо было обеспечить соответствие обещаний
реальным действиям путем системы ответственности. Ответственности политической,
административной и уголовной. Однако ни император - президент, ни один
действующий парламент не решались «загнать» сами себя в рамки этой самой
ответственности, но обещая это как всегда во время предвыборной кампании. Сама
система была выстроена таким образом, что никто не нес персональной
ответственности в условиях коллективной безответственности.
Именно поэтому наше движение предложило
обществу новую систему формирования власти и ее перераспределения на всех
уровнях территориального устройства страны.
-
Фактически это выглядело таким образом, что вы предлагали перевернуть с
ног на голову всё государственное устройство Украины.
- По
сути так всё и было. Я же говорил ранее, что мы руководствовались только общими
положениями первого Раздела Конституции и считали неприкосновенными её фундаментальные
положения следующих разделов:
Раздел II. "Права, свободы и
обязанности человека и гражданина";
Раздел VII. "Прокуратура" с
дополнениями муниципальных полномочий;
Раздел VIII. "Правосудие",
который также был дополнен в части муниципальной составляющей;
Раздел IX. "Территориальное
устройство Украины" и Раздел X. "Автономная Республика Крым";
Раздел XI. "Местное самоуправление";
Раздел XII. "Конституционный суд
Украины";
Положение основных разделов
конституции Украины были пересмотрены, обоснованы и разъяснены, предложены
украинскому обществу на всеукраинском
референдуме в рамках конституционной реформы.
-
Николай, предлагаю выстроить этот информационный блок, логично
систематизировав, чтобы наш читатель
смог понять и оценить произведенные изменения комплексно.
- Согласен,
Сергей, постараемся. Но Вы понимаете,
что этот информационный блок очень сложный внутренними и перекрестными связями
правил, прав и функций. Поэтому, если что, не обессудьте, задавайте
дополнительные вопросы.
- Хорошо,
Николай. Предлагаю начать с системы выборов как основы реализации власти
народа, и вытекающие отсюда формы правления.
-
Всеукраинский референдум утвердил предложенные нашей партией системные
предложения, в основе которых лежала Украина как парламентско -президентская
республика.
- Не
очень весомый тезис, если учесть, что на момент 2018 года Украина была
парламентско-президентской республикой.
- Да,
но законодательно «гарантировалась неприкосновенная безответственность» всех
ветвей власти. Вспомните, как всё
общество осознавало узурпационные решения президента, принимаемые парламентом,
в которых невозможно было найти «крайнего». Вспомните, когда даже судебную
власть, которая по Конституции являлась независимой властной ветвью, вечно «дерущийся»
между собой парламент тем не менее подарил президенту. Я имею в виду право
назначать судей. Парадоксально, но факт: общество продолжало молчать.
- Итак,
какие принципиальные изменения, утверждённые на референдуме, на Ваш взгляд,
изменили ситуацию?
- Парламент Украины -
основной законодательный орган страны, и огромное значение для общества
имеет его представительный характер. Ведь народный депутат, по сути,
представляет интересы людей, которые его выбрали. А теперь представьте: в
избирательном округе было представлено 15 кандидатов в народные депутаты, из
которых 20% голосов получил Вася, 15% голосов получил Гриша, 15% голосов
получил Степан, Остальные же 50% голосов приблизительно равномерно
распределились между оставшейся дюжиной кандидатов. Народным депутатом стал
Вася, не так ли? Представляет ли он интересы всех избирателей? Отнюдь.
- Да,
но как по-другому? Если выборы прошли честно, то всё законно и демократично.
Иного не было в мировой практике.
- Продолжим,
Сергей. В политикуме и в обществе громко
массировалась тема механизмов отзыва депутатов в случае несоответствие его
действий предвыборным обещаниям, к примеру. Как разработать механизм отзыва
Васи? Логично, что инициировать отзыв должны те 20% избирателей, которые за
него голосовали. Но даже если это и так, то как их определить, если выборы
проходят путем тайного голосования? Предложите вариант. - обратился он ко мне.
- Это
тупик, Николай, у меня вариантов нет. Но я помню, что тогда обсуждались
возможные варианты...
- В
условиях той политической системы обсуждались варианты, основанное на принципах
демагогии. - перебил меня Николай. -
если под «демагогией» в быту принято понимать пустые риторические рассуждения, то
на самом деле:
Демагогия
(др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа») — набор
ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в
заблуждение и склонить её на свою сторону, с помощью ложных теоретических
рассуждений, основанных на логических ошибках (софизмах). Чаще всего применяется
для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде.
Как по-другому, спросили Вы... а как
выбирался президент Украины?
- Также на общенародных выборах путем тайного
голосования, механизм двух туров в случае неполучение фаворитами большинства
голосов, то есть более 50%. Второй тур определил победителя из двух фаворитов
первого тура. И вы перенесли этот принцип на выборы народных депутатов. Это уже
исторический факт. Только объясните постфактум целесообразность такого решения.
- Народный депутат, победивший в округе, в
новых условиях максимальной децентрализации, несет ответственность за
общественную жизнь абсолютно всех жителей округа, а не только за 20% избирателей,
проголосовавших за Васю в предыдущей избирательной системе. Следовательно, в
конечном итоге, все избиратели должны понимать и принимать этого народного
депутата как такого, которого выбрало большинство. Реальное большинство. А
большинство - это весомый моральный и психологический фактор.
Более того, каждый
кандидат в народные депутаты декларирует обязательные пункты своей
предвыборной программы, обязательные к исполнению. Избиратель голосовал не
только за личность, но и за конкретное пункты, которые стали народными
волеизъявлением посредством выбора депутата. Фактически, парламентские выборы
стали регулярным всенародным референдумом, на котором избирательная позиция
концентрируются на конкретных представителях, то есть понятие «мандат» преобразовалось
из формального термина в реальный механизм.
- Конкретизируйте, пожалуйста, свою позицию на
важном моменте, таком, к примеру, как пост президента Украины.
- Кандидат в народные депутаты Украины
декларировал членство в политической партии либо беспартийность, и избиратель
сразу понимал, какую политическую линию собирается проводить этот кандидат. Если,
к примеру, он побеждал выборы как член партии, та Политическая партия в
результате прохождения в парламент, имела право путем обоснованного вотума
недоверия лишить депутата депутатского мандата, тем самым объявить внеочередные
перевыборы депутата на соответствующем избирательном округе. Точно также
народный депутат может получить вотум недоверия от своих избирателей и лишиться
депутатского мандата. Для этого избирателям достаточно собрать среди граждан, имеющих
избирательное право в округе, такой процент подписей, какой этот депутат
получил в первом туре голосования на парламентских выборах. Поверьте, Сергей, опыт
показал, что в случае недовольства депутатом кампания недоверия собирает нужное
количество подписей достаточно легко.
Организация перевыборов финансируется из
бюджета тех территориальных громад, на которых происходит инициатива вотума
недоверия. Избранный народный депутат не может изменять свою политическую
позицию по основным пунктам предвыборной программы, потому как эти
пункты автоматически являются волеизъявлением народа. А вот здесь более
подробно поговорим о президенте.
Первым основным пунктом предвыборной
программы кандидата является кандидат на пост президента Украины. Кандидат в
депутаты не только может вскользь высказать собственное предпочтение, кого бы
он видел на посту президента Украины. Он обязан публично обосновать свою
позицию исходя из политических взглядов и целостного государственного введения.
Таким образом, выбирая народного депутата,
избиратели формируют вотум доверия кандидатам в президенты Украины.
Автоматически формируются фавориты на пост президента Украины, и в случае
получения фаворитов на пост президента в количестве менее 226 депутатских
мандатов, первым голосованием нового парламента проводятся открытые выборы
президента Украины в качестве второго тура среди двух фаворитов. Президентом
Украины становится кандидат, получивший парламентское большинство, то есть 226
голосов депутатского корпуса. Если В результате голосования ни один фаворит не
набирает 226 голосов, проходят консультации, и через одну неделю проводится
переголосование. Если фаворит не набирает большинство голосов повторно, это
говорит об отсутствии парламентского большинства, и не проголосовавшим
депутатам объявляется вотум недоверия, их округа переизбирают народных
депутатов совместно с общенациональными президентскими выборами, которые
проходят в качестве второго тура из двух образовавшихся фаворитов.
В рамках перевыборов в народных
депутатов кандидатами являются только те, кто в первом туре парламентских
выборов в предвыборной программе декларировал одного из фаворитов в президенты
Украины.
- Николай, объясните, пожалуйста, зачем все
так сложно? К тому же, все эти выборы и перевыборы - это очень дорого для
страны.
- Сложного ничего нет. Главная задача этого
избирательного механизма - сформировать ответственную вертикаль власти.
Президент - лидер парламентского большинства, формирующего кабинет министров,
управляющий народным хозяйством страны. Мы имеем целостную команду с полной
политической ответственностью. В парламенте существует меньшинство, которое
всегда выступает оппозицией, и посредством общественных и парламентских
институтов контролирует каждый шаг всей вертикали власти, имеет мощнейшие
инструменты, возможность инициации процедуры
импичмента президента, вотума недоверия
правительству и механизмов организации перевыборов и референдумов.
- И с оппозицией всё сложно... Я делаю именно
такой вывод, потому что надеялся, что вы объясните несколько проще...
- Я отвечу Вам, Сергей, ответом на вопрос о
дороговизне избирательных процессов. На рубеже 17 и 18 годов, согласно данным ЦВК,
стоимость проведения парламентских выборов составляла примерно 2 млрд гривен, а
президентских - порядка 2,4 миллиарда. В то время, как в конце 2017 года «маленькое
решение НКРЕ», одно из множества, стоило украинскому народу 10 млрд
дополнительно в год.
Попросту говоря, выборы стоят каждому
избирателю 5 долларов. Это сумма одного скромного похода в магазин. А все рассказы
о дороговизне выборов - чистой воды демагогия
- намеренное воздействие на чувства и инстинкты людей, лицемерное подлаживание
под вкусы малосознательной части масс для достижения своих целей.
- Сдаюсь, Николай. Тут вы меня убедили. Ну как
вы донесли до общества целесообразность такой сложной, я бы сказал, даже
бюрократической, системы. Вот, к примеру, зачем не проголосовавших за
кандидатуру президента депутатов отправлять на перевыборы? Ведь это же их
гражданское право выбора.
- Нет, Сергей. Это раньше было «кнопкодавство»
и оправдательная демагогия. Когда в парламенте образуется два фаворита на пост
президента Украины, независимо от политических взглядов народный депутат должен
сделать политический выбор, основываясь на высоком доверии своих избирателей, и
тем самым определить себя, по сути, в парламентское большинство или в
оппозицию.
А когда народный депутат начинает свою карьеру отсутствием четкой
позиции, так называемый «политической Воли», он в дальнейшем останется
балластом парламента, «тушкой». Приход же нового депутата на его место - является
прямым волеизъявлением избирателей округа в поддержку либо правящего
большинства, либо оппозицией. И избиратель, и парламентская комиссия по
контролю за депутатскими действиями будут чётко понимать его политические
взгляды и функции как единицы основного законодательного органа страны.
- Жестко...
- С этим я с Вами согласен, Сергей. Жестко...
Но времена порождающей демагогию и коррупцию политической толерантности прошли,
и общество требовало быстрых и эффективных решений. Мы предложили решения,
которые поддержал народ Украины.
-
Всё же Николай, Украина получила систему власти, механизмы которые подчиняли
всю вертикаль центральной власти
парламентскому большинству. Не похоже ли
эта картина на узурпацию власти?
-
Согласно Конституции Украины, существует три независимые ветви власти:
законодательная, исполнительная и судебная.
Пятый президент Украины имел в парламенте коалиционное большинство,
сформировавшее кабинет министров Украины, утвердившее его Генерального
прокурора, передавшее президенту право назначать судей. При этом президент
Украины не нес никакой прямой ответственности за проведение той или иной
политики в различных сферах народного хозяйства. Давайте вспомним госпожу Супрун,
несколько лет исполнявшую обязанности министра здравоохранения. Кто нес прямую ответственность за
происходящее в медицине в то время? Президент? Премьер-министр? Парламент? Крайнего не сыскать.
В новых условиях децентрализации,
когда реальные исполнительные функции переданы региональным органом
самоуправления, пост губернатора является избираемый должностью, изменение
любой конституционной нормы возможно только на всенародном референдуме, а
первое назначение на пост профессионального судьи осуществляет территориальная
громада... Где вы здесь видите узурпацию власти?
-
Тем не менее ваши соперники в предвыборной гонке в качестве козырной
карты использовали тезис, что «Жовто Блакитна партия» предлагает узаконить
систему узурпации власти.
- Жесткая
централизованная вертикаль возлагала полную ответственность за управление
страной на конкретную политическую силу, во главе которой оказывался избираемый
президент. Именно этот фактор ответственности являлся требованиям народа, и именно
поэтому, в результате, наша политическая сила получила большинство.
-
Ходило сильное мнение, что институт президентства в украинских реалиях
нецелесообразен. Почему вы предложили его оставить?
- Президент
Украины является гарантом Конституции Украины и лицом, отвечающим за
национальную безопасность государства, а также формирующее вектор международных
отношений. Я глубоко убеждён, что этот пост должен оставаться «олицетвореннным».
Я убеждён, что у страны должен быть ЛИДЕР.
И самое главное - в структуре
власти должен быть ОМБУДСМЕН, способный взять на себя персональную
ответственность за критически важные государственные решения, обеспечивающий
основы правовой державы и контролирующий соответствие законодательству
протекающих в государстве процессов.
Формат коалиции либо даже формат партии
большинства порождает всё же коллективное безответственное. Именно поэтому я
убеждён, что в Украине должен быть пост президента.
-
Предлагаю поговорить о территориальных громадах. Вы предложили обществу
формат максимальной территориальной децентрализации. Назовите основные причины, почему Вы считаете
это целесообразным.
- Если
говорить сухо по закону, принципы децентрализации определены Конституцией Украины. Также мы видели
как идеологический, так и экономический фундамент такого решения.
Идеологически реализация такого
механизма позволила в кратчайшие сроки интегрировать раннее оккупированные
территории Донбасса в единый государственный организм. И все регионы многонациональной
Украины получили максимум свободы в реализации собственного самоопределение в
рамках Великой державы Украина. Как бы парадоксально это не звучало, я убеждён,
что именно децентрализация сплотила украинский народ вокруг единой национальной
идеи.
С экономической точки зрения,
децентрализация родила качественный новый этап экономического роста. Если Вы
помните, наряду с переписью населения Украины за всю историю Независимости мы
провели инвентаризацию и закрепление за территориальными громадами национального богатства Украины. Другими
словами, национальные ресурсы страны были определены и стали подответственны
народу Украины согласно 13 статьи Конституции Украины.
Когда гражданин почувствовал себя свободным
хозяином конкретного ресурса, пробудилась высокая социальная ответственность
общества. А украинец как собственник
предрасположен сохранять и приумножать. Центральная власть лишь контролировала
законность процесса формирование механизмов распоряжения территориальной собственностью.
Так были сформулированы региональные правила, а региональные экономики стали
расти как «грибы под дождем».
- Как
вы решали вопрос с образованием, в том числе «языковой вопрос»? Ведь именно на этом вопросе десятилетиями спекулировало
целое политическое поколение.
- Существует
очевидный инструмент в руках недобросовестной власти, и этот инструмент - хаос, основанный на внутреннем идеологическом столкновении. Националисты кричали о необходимости
максимальной украинизации страны. А у общества оставался открытым вопрос: кто
дал радикальным националистам идеологическую прерогативу?
Якщо шановне панство Фаріон та Вятрович претендували на національну прерогативу, то хай би вони спочатку самі навчилися розмовляти класичною українською мовою. Мене, як корінного українця, глибоко дратувало їхнє УКРАЄЄЄНСЬКЕ, а не УКРАЇНСЬКЕ. В той же самий час, коли велика частина населення Закарпаття розмовляла мадярською мовою, гуцули - гуцульською, Північний схід - суржиком, а Одеса, я вам такі скажу, Одеською.
Что мы предложили. Государственным языком в Украине является
украинский язык. Самое интересное, никто
никогда с этим не спорил. Поэтому с внедрением политики децентрализации
государственных учреждениях каждый сотрудник вплоть «до уборщицы» обязан
разговаривать на государственном языке. Но в тоже время человека обязаны
обслужить и на языке, который определён самоопределением региона путем местного
референдума, если такое было необходимо.
Все госслужащие без исключения обязаны
свободно владеть украинским языком как государственным, но региональный язык
также стал официальным языком соответствующего региона. Любой сотрудник
правоохранительных органов обязан владеть государственным языком и в первую очередь
обращаться именно на нём, муниципальная полиция имеет право переходить на
региональный язык, если в общении его предпочитает гражданин. Знание государственного языка
правоохранителям обеспечила обязательная срочная служба в вооруженных силах
Украины, где в уставном порядке был определено общение исключительно на
государственном языке.
Что касается среднего образования как
базового, то родители имеют право выбора, в какую школу отдать своего ребенка:
в «украинскую» в школу либо в школу с региональным языком, в которой украинский
язык является обязательным базовым предметом, входящим в список обязательных
экзаменов при выпуске со школы и при поступлении в ВУЗ.
Следует отметить, что центральная власть, реализующая общенациональную политику, контролирует формирование квоты
преподавательских штатов «украинских» и «региональных» школ. В украинской школе преподавание ведется
исключительно на украинском языке, в региональной школе - на грамотном региональном.
- Как
такое решение принял народ?
-
Сергей, поверьте, простой народ
Украины абсолютно толерантен в отношении регионального языка. Самое главное
- чтобы не ущемляли его родной язык. В
обмен на это право знание государственного языка для сплоченного народа стала
частью.
-
Николай, Вы сказали, что территориальные громады получили право
распоряжаться национальными ресурсами, закрепленными на их территории. Означает
ли это, что территориальная громада может разработать газовое месторождение,
добывать и продавать газ в собственную пользу? Газ я привел в пример комплексного
вопроса.
- Существует
ряд тонкостей и особенностей относительно различных ресурсов. Экономическая
логика базируется на том, что газ, добываемый территориальной громадой,
является общенациональным богатством. Поэтому, отвечая на ваши вопросы грубо,
ответ «ДА», но с каждого добытого кубометра газа громада платит государственный
бюджет определённую ренту, законодательно установленную Верховной Рады Украины,
ровно распределяемая между тремя уровнями бюджета: национальный, региональный и
территориальный.
- Как
же происходит контроль и ценообразование?
Ведь ренту можно изначально задать такой, что разработка и эксплуатация
месторождения будет экономически нецелесообразна.
- Если
рассмотреть пример с газом, существует механизм, определяющий базовую
себестоимость того или иного ресурса и ее отношением с установленной
государством розничной ценой. Базовая себестоимость не включает в себя
инвестиции на разработку месторождения и подготовительные работы. Допустим,
себестоимость 1000 кубических метров газа в среднем составляет 30$,
установленная розничная цена для населения - 100$ за 1000 куб. Установленная на
сегодняшний день рента на газ составляет 50% от чистой разницы, то есть
100-30=70/2=35$, которые равномерно распределяются между национальным, региональным
и территориальным бюджетами. При этом в
таком порядке: территориальная громада, региональная рада, государство имеют
приоритетное право выкупать газ по указанной цене для собственного потребления.
Оставшимися 35$ газодобывающая компания возмещают затраты на разработку и
запуск в эксплуатацию месторождения, а в последствии, за минусом накладных
расходов, платит дополнительно 20% налога на прибыль предприятия. Излишек газа
компания вправе продавать по свободным рыночным ценам, при этом
общенациональная рента составляет 100$ за 1000 кубометров, распределяемая по
тому же принципу.
Территориальная громада, владеющая
месторождением, определяет самостоятельно: создать коммунальное газодобывающее
предприятие, привлечь инвестора, либо пригласить частную газодобывающую
компанию.
- Как
же может разбогатеть селищная громада, нашедшая на своей территории газовое
месторождение.
- Именно
так. Но это не означает, что вся прибыль просто распределиться между членами
громады. На территории начнёт
развиваться инфраструктура, повлечет за собой миграционный процесс,
впоследствии приведет к созданию производств и коммерческих предприятий. Ранее
неизвестное село превратиться в небольшой город, а государство проконтролирует
соблюдение прав и свобод в новом очаге развития. Всё это называется «естественная
демографическая эволюция».
В конце концов, согласитесь, что такая
перспектива гораздо приятнее, нежели осознавать, что газовое месторождение
заберет новоиспеченный олигарх, неизвестно сколько заплатить налог государству,
и заплатит ли вообще, заработает миллиарды, а жители маленького села, члены
территориальной громады, будут довольствоваться мизерной зарплатой и
благодарить олигарха за предоставленные рабочие места...
-
Сам задал вопрос на примере газового месторождения. Но разве Украина
настолько богата газом, что ваш пример превратился в сказку, основываясь на
использовании такого национального богатства?
- В
Украине достаточно газа для собственного потребления и даже для частичной
продажи. Однако я обрисовал вам пример, характеризующий тенденцию возвращения
из-за границы ранее уехавших в поисках лучшей доли и социальной справедливости
украинцев, как рабочего класса, так и представителей бизнеса. Ведь мы сделали всё,
с экономической точки зрения, чтобы эмигрировавшие ранее украинцы смогли
вернуться на родину и чувствовать себя гражданами сильной, богатой и правовой
Европейской державы.
Но это, впрочем, другая история под
названием «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УКРАИНЫ»
Читайте также:
А так же тематическая ремарка, связанная с видением Николая вопроса образования украинской нации. Я назвал ее "ИСТОРИЧЕСКИЙ КОД УКРАИНЫ".
Комментарии
Отправить комментарий