7. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Разрабатывая новую налоговую систему
Украины, мы учитывали не только конституционные нормы, но и социально-экономический
курс ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, которая была предложена обществу.
Необходимо было разработать такую
налоговую систему, которая ориентировалась бы на политику децентрализации и
самоуправления территориальных громад. Централизованная часть налоговых сборов
должна была лишь обеспечивать норму, закреплённую в 17 статье Конституции
Украины:
"Захист суверенітету і територіальної цілісності України,
забезпечення її економічної та інформаційної безпеки є найважливішими функціями
держави, справою всього Українського народу"
Все остальные налоги и сборы
ориентировались на 15 статью Конституции Украины: "Суспільне життя в
Україні ґрунтується на засадах політичної, економічної та ідеологічної
багатоманітності", и статью 13 Конституции Украины:
"Земля, її надра, атмосферне
повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території
України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської)
економічної зони є об'єктами права власності Українського народу. Від імені
Українського народу права власника здійснюють органи державної влади та органи
місцевого самоврядування в межах, визначених цією Конституцією"
Органы местного самоуправления должны
были взять ответственность за организацию народного хозяйства каждый
соответствующей территориальной громады, основываясь на нормах и правилах, в
том числе и налоговых, принятых всеобщим решением каждой территориальной громады.
Таким образом, мы должны были
сформировать сбалансированную налоговую систему, максимально либеральную, в
тоже время способную обеспечить жизнедеятельность страны на должном социально-экономическом
уровне.
Основной государственный налог с
прибыли мы установили на уровне 20%.
Ровно половина, то есть 10%, направлялась
в централизованный государственный бюджет. Вторая же половина наполняла бюджет той
территориальной громады, к которой относился субъект предпринимательской
деятельности.
Государственные предприятия оставляли
те же 10% от прибыли в местном бюджете, коммунальное предприятие отправляло 10%
прибыли в централизованный государственный бюджет.
Таким образом территориальная громада
на уровне местного самоуправления стала быть заинтересованной в развитии
собственного территориального хозяйства.
- Какую
роль Вы отводили государственным предприятиям?
- Государственным
предприятиям отводилась огромная роль. Государство несет ответственность за
общенациональную безопасность и социальные гарантии. Поэтому курс развитие
собственных предприятий, как стратегических, так и бюджетообразующих, был одним
из ключевых. Наряду с привлечением иностранных инвестиций, государственный сектор
быстро и успешно проводил политику совместных предприятий с инвестиционным
капиталом, так называемая программа «Кокон», если помните.
-
Объясните, почему капитал был заинтересован участвовать в подобных
проектах?
-
Программа «Кокон» запускала и развивала инновационные и
высокотехнологичные проекты, требующие огромных инвестиций, которых внутри
страны не было. Частный капитал всегда заинтересован в глобальных бизнес-проектах,
то есть таких, продукт которых мог выходить на мировой рынок и успешно
конкурировать.
В целом, государственный проект «Кокон» выполнил миссию возрождения
научно-технического потенциала Украины, по крупицам собирал остатки
научно-технической базы, а также частично возвращал ученые умы из-за пределов
страны. Это выглядело невозможным, но постепенно это удавалось.
Так вот, налоговая база ориентировалась
на интенсивный рост ВВП, и налог с прибыли в 20% был достаточно привлекателен
для инвестора.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА оставалась
прерогативой государства, и минимизация экспортных и импортных пошлин
обеспечивала украинской экономике максимальную привлекательность, отсутствие
НДС и максимальное упрощение налоговых механизмов превращала Украину в
крупнейшую, если можно так выразиться,
глобальную свободную экономическую зону.
- Отмена
НДС, конечно же, была очень громким шагом, как отмечали и украинские, и зарубежные
экономические эксперты.
-
Давайте вкратце проанализируем.
Нало́г на доба́вленную сто́имость
(НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет
государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на
всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет
по мере реализации.
В результате применения НДС конечный
потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей
стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать
ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости,
«добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых
для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве
товара, работы или услуги на различных стадиях.
Во-первых, в разных точках мира
существуют целые движения против НДС, называя этот вид налога абсолютно
незаконным и неестественным.
Действительно, почему потребитель, в частности
украинец, должен платить этот мультипликативный сбор? В отдельных случаях
существует целый ряд альтернативных механизмов - это акциз, рента, другие узкоспециализированные
пошлины в различных сферах, когда покупатель заведомо понимает, что в конечную
ЦЕНУ, которую он платит за товар или услугу, заложен дополнительный налоговый
сбор. Но он платит его уже по факту произведенного продукта. А когда
предприниматель должен заложить НДС в стоимость своего продукта, фактически
искусственно увеличивая себестоимость - не является ли это ущемлением экономической
свободы бизнеса?
НДС в украинских реалиях был одной из
причин теневой экономики, когда предприниматель был вынужден создавать
дополнительные субъекты экономической деятельности с целью обойти этот самый
НДС.
В результате отмены в экономике страны
практически исчезли разнообразные махинации в виде его возмещения, что сделало
прозрачным и здоровым внешнеэкономическую составляющую, оздоровило конкуренцию.
Чисто с прагматической точки зрения, предложенная
налоговая система попросту уничтожала необходимость использования оффшорных механизмов,
потому как, по сути, украинская налоговая система сама стала оффшорной средой.
А какой смысл «перегонять» заработанный капитал из одного оффшора в другой?
- Занятно. - мне ничего больше не осталось, как
удовлетворительно засмеяться. - Расскажите, почему подоходный налог также
составил 20%? Фактически, он вырос.
-
Да, формально он вырос. Но реально он стал максимально комфортным как
для наемного рабочего, так и для бизнесмена. Не забывайте, что, установив
необлагаемый минимум, Налоговый кодекс превратил подоходный налог практически в
налог на прибыль, тем самым сделал бессмысленным разного рода махинации, а
самое главное - бессмысленными стали зарплаты
в конвертах.
- Подоходный
налог превратился в налог на прибыль. Объясните популярнее.
- Как
было до 2018 года? Вы получали
минимальную заработную плату, из которой в целом ваш наниматель удерживал с
вашей ставки 19,5%, отправляя на счета налоговой, а также со «своего кармана»
платил 22% за то, что вы у него работали. В целом это 41,5%. То есть, если
ценность вашего труда в глазах вашего нанимателя составляла 10000 гривен, на руки
вы получали 5850 грн, а 4150 грн с вашего персонального фонда заработной платы
уходили в налоги. Что делал ваш наниматель? Официально он платил вам
минимальную заработную плату, а оставшуюся сумму обналичивал, к примеру, под
10% за услугу.
Фактически ваши 5850 грн превращались в 8000грн. Вы оставались
довольны, и ваш наниматель был доволен, что мог заплатить вам больше. Но при
этом официально вы получали 2700 грн, оставшиеся 5000 грн - в конверте.
Были довольны все, кроме
пенсионного фонда. Повторюсь: ваш наниматель за то, что вы у него работали, согласно
экономической логики, платил 22% налога «со своего кармана».
Эту схему прекрасно понимало
государство, и поэтому, объясняя шальным темпом роста ВВП, ежегодно увеличивало
искусственный норматив - минимальную
заработную плату, меньше которой ваш наниматель вам платить не имел права. Если
раньше он мог оформить вас на полставки, или на четверть ставки, то с 2017 года
на какую бы долю ставки он вас не оформил, был обязан заплатить 22% налогов от
минимальной заработной платы, то есть от МЗП в 3400 грн - это 750 грн.
Что предложила новая налоговая
система? Наряду с уничтожением понятия минимальной заработной платы
рассчитывался индивидуальный необлагаемый налоговый минимум, в калькуляцию
которого входили фиксированный пакет питания, затраты на коммунальные услуги и
ипотеку, и особый пакет первой необходимости.
Индивидуальный необлагаемый налоговый минимум рассчитывается для семьи.
Также был введен ряд обязательных
налогов. Налог на недвижимость составил 1% в год от стоимости, расчетную
формулу которой мы сейчас опустим. 1% в год от стоимости составил налог на
землю. Был введён обязательный социальный налог, который составил 10% от
дохода, и включил в себя минимальное пенсионное страхование и базовый
медицинский пакет, гарантированные государством. Устанавливался коридор, составляющий от 10$
до 100$ на члена семьи.
-
Что означает «коридор», и почему вы применяете долларовый эквивалент?
- Несмотря
на укоренение криптовалют в мировой экономике, доллар, как мировую и резервную
валюту, до сих пор ещё никто не отменил. А коридор социального налога означает
следующее:
Если семья из 4 человек имеет
месячный доход в 500$, то социальный налог составит 50$, то есть 10%. Но если
семья малообеспеченная по той или иной причине, что встречалось на каждом шагу
особенно в 2018 году, и доход и составлял 250$, семья в обязательном порядке
платила социальный налог в размере 40$, при этом работающему члену семьи шёл
пенсионный стаж, а вся семья имела право на бесплатный минимальный медицинский
пакет. Если же семья имела месячный доход в размере 10000 долларов, то платила
социальный налог не 1000 $, а 400.
Таким образом, обеспечивается социальная
справедливость, когда малообеспеченная семья платит минимум, но всё же несет
социальную ответственность перед обществом, а состоятельная семья несет эту
ответственность на порядок больше, но при этом не платит больше нормы, поэтому
не рассматривает систему как несправедливую с классовой точки зрения. В тоже время состоятельная семья платит
достаточно большой подоходный налог в то время, как малообеспеченной семье
математически не приходилось платить его вообще.
Местное самоуправление территориальных
громад и административное управления, закреплённая Конституцией Украины,
получили право самостоятельно устанавливать местные пошлины на отдельные группы
реализуемых товаров на их территориях, и эти средства стали наполнять местные
бюджеты.
-
Я пытаюсь посчитать в уме озвученные вами налоги и пошлины, и у меня
вырисовывается довольно круглая сумма, сравнимая с той алчной налоговой
системой начала 2018 года, которую вы так красочно обрисовали. - запутавшись в последовательности расчётов, я
перебил монолог Николая.
- Тогда
предлагаю подсчитать. - без малейшей
паузы предложил он.
-
Давайте посчитаем. - ответил я.
- Чтобы
сгладить постоянно меняющаяся в то время курсы валют, предлагаю расчет
произвести в долларах. Спроецируйте, пожалуйста, грязный месячный доход семьи,
количество несовершеннолетних детей, жилищные условия и нестандартную ситуацию,
связанную со здоровьем.
- OK.
Семья из 4 человек с двумя несовершеннолетними детьми, общий доход - 1000$, ипотека - 100$, коммуналка- 100$, стоматология - 50$.
-
хорошо. Минимальный прожиточный
минимум на каждого члена семьи - 100
долларов умножаем на 4, и считаем:
1000-100(социальный налог)
-100(ипотека)-100(коммуналка)-400(прожиточный минимум) =300$ - чистый доход семьи. Государственный
стоматолог оплачен социальным налогом, поэтому предположим, что 50$- это стоимость персонально выбранных
стоматологических материалов.
Получаем 300-50=250$ - доход, облагаемый налогом 20%.
Семья заплатит
50$ подоходного налога. И это мы посчитали без учета разного рода тонкостей.
Теперь Давайте сравним эту сумму с
19%, которые раньше удерживал работодатель в пользу налоговых обязательств. 19%
- это 190$.
- Объясните, пожалуйста, за что всё-таки семья
заплатит 100$ социального налога, включающего медицинское страхование, если пришлось
заплатить 50$ за стоматологию.
- Вы придираетесь, Сергей. Я акцентировал
внимание о том, что стоматолог был «государственным», и его работа была для
семьи бесплатной. Но также я специально уточнил, что семья воспользовалась
правом клиента выбрать, а соответственно приобрести, дорогой материал. Тем не
менее, стоимость затрат семьи на этот материал мы вычли из налогооблагаемой
суммы.
- Что, если бы семья решила заплатить
стоматологу в карман?
- Если опустить тот факт, что стоматолог
рисковал лишиться работы и заплатить штраф в размере десяти заработных плат, налогооблагаемая
сумма семьи составила бы не 250$, а 300$.
Если 20% с 50$- это 10$, то семье в
любом случае пришлось бы купить материал за 50$, а коррупционная услуга
стоматолога, учитывая степень риска, вряд ли составила бы 10$, которые семья
сэкономила на уплате налога. Дальше считайте сами. - Николай засмеялся, а я
почувствовал себя, вроде как, коррупционером.
-
Тем не менее, - решил уточнить я,
- социальный налог, получается, не
включает полное медицинское обеспечение.
-
Сергей, даже в Советском Союзе, о котором старшее поколение
ностальгирует из-за качественный бесплатной медицины, аптеки не раздавали
лекарства бесплатно. А если говорить серьезно, то дополнительная медицинская
страховка в размере 500$ в год для всей семьи, включающая страховую сумму в
50000$, для полноценной семьи с доходом в 12000$ в год вполне позволительна,
даже если это сумма не вычитается из налогооблагаемого дохода.
- Хорошо,
с медицинским страхованием разобрались. В 10% социального налога входит, как Вы
выразились, минимальное пенсионное страхование. Могли бы вы объяснить, что
подразумевается под термином «минимальное»?
Потому как сразу появляется понимание, что с какого бы ты дохода не
платил социальный налог, и сколько бы лет ты ни платил, в результате ты
получишь минимальную пенсию. Простите, но в истории страны на тему пенсионного
обеспечения можно написать трактат объемом в четыре тома «Войны и мира».
-
Сергей, социальный налог, на то он и СОЦИАЛЬНЫЙ, как бы его не
критиковали анархисты. Чуть ранее я объяснил, что этот налог платится в рамках
определённого коридора и минимизирует социальное неравенство на базовом уровне.
В стране работает и развивается частная медицина и частное медицинское
страхование. Также созданы все условия, когда работают частные инвестиционные
фонды с пенсионной концепцией, контролируемые и гарантируемые государством.
Каждый гражданин имеет возможность из сэкономленных средств, с которых заплатил
подоходный налог, открыть персональный пенсионный счёт и за работоспособный
период накопить к старости определенную финансовую не облагаемую налогом подушку,
а минимальное пенсионное обеспечение, сформированное за счет социального
налога, направить, к примеру, на благотворительность.
Но в жизни бывают разные ситуации,
связанные со здоровьем, потерей работоспособности, или мало ли что может
случиться в жизни человека. И что делать? Умирать под забором? Здоровое
общество не должно такого допускать. А миллионы пенсионеров, уже достигших
пенсионного возраста, и не способные создать пенсионные накопления по новому
принципу? Что с ними делать? Большинству помогут дети. А как быть с теми, кому
дети не помогут?
Социальный налог, Сергей, как символ и
атрибут социального общества, не обременителен. Это больше не долг, а скорее
честь. Поговорим подробнее, если затронем тему ЭКОНОМИКИ.
- Как
говорят идеалисты либертарианских взглядов, «не мешайте мне работать и
зарабатывать, я сам помогу ближнему, но сделаю это так, как сочту нужным».
-
Извините заранее за жёсткий ответ. Я знал лично нескольких таких
идеалистов - популистов в ближайшем окружении, очень умных, начитанных,
грамотных.
При этом, сколько я их помню, они ходили в рваных носках и в одежде
из Секонд-хенда, ненавидели государство, не шли на работу, иногда зарабатывали,
но всегда неофициально, соответственно налоги не платили. В тоже время при
насморке шли в бесплатную поликлинику. Как вы думаете, Сергей, какому
количеству людей не помогли?
-
Николай, Вы озвучили крайность. -
уверенно отметил я.
-
Сергей, эта крайность -
либертарианская реальность в нашей стране, а уж в моём окружении - так точно. Или вы можете назвать социальные
проекты Геннадия Балашова с его партией «5.10»?
А он успешный бизнесмен. И в интернете есть целый ряд роликов, где он с
гордостью заявляет, что не считает правильным платить налоги.
- К
сожалению, у меня нет информации о социальных проектах Геннадия Балашова.
- Возможно
потому, что их не было и нет? - это был
риторический вопрос Николая, после которого мы закончили дискуссию насчёт
социального налога.
-
Налоговая реформа убрала положения упрощенного налогообложения для
малого бизнеса. В момент изменений именно эта часть Налогового кодекса вызвала
сильнейшую волну возмущений среди мелких предпринимателей.
- Да, это
было. Но со временем люди поняли, что в прежней системе упрощенного
налогообложения на фоне новых налоговых принципов не оставалось никакого
смысла. Красной линией налоговой реформы был единый для всех налог в 20%, что подоходный налог, что налог на прибыль,
что налог для малого предпринимателя.
Мы предложили обществу принцип равенства,
и это был ключевой момент комплексной программы развития государства. Это был важный
инструмент вывода экономики из тени наряду с отменой НДС и максимальным
упрощением бухгалтерской логики, которая превратилась в элементарную
математику, стала интуитивно понятной и доступной каждому.
- Мы
можем разобрать этот тезис на примере?
- Да,
конечно. Чтобы было максимально понятно, предлагаю рассмотреть два варианта:
реальный предприниматель и «схема по обналу». На момент начала 2018 года было
два основных варианта упрощенной системы налогообложения: единый налог 2
группы, единый налог 3 группы с подоходным налогом без НДС в 5% - рассмотрим
именно эти варианты.
Предприниматель второй группы платил
суммарный ежемесячный налог 1500 грн (50$) и мог продавать товаров и услуг на
1500000 грн. Допустим, он имел хороший и стабильный бизнес и зарабатывал
чистыми 1000$. Он кормил семью, возьмём стандартно для нашего примера, из 4
человек.
Минимально на питание уходило 200$. Как предприниматель, он не имел
субсидии, соответственно около 200$ уходило на коммуналку.
Вспоминая условия
предыдущего примера, 100$ он платил за ипотеку, при этом вся финансовая
ответственность за медицинское обеспечение семьи лежала персонально на нём,
возьмем те же стоматологические затраты в 50$ на материалы и, допустим,50$ на
услуги стоматолога. Соответственно, подсчитаем, сколько средств у него осталось
в результате:
1000-200(питание) -200(коммуналка) -100(ипотека)
-100(стоматолог 50+50) -50(единый налог) =350$ с «формальными» социальными
гарантиями.
То есть в случае госпитализации члена семьи с серьёзной проблемой
со здоровьем, реально на него ложился финансовый груз на медикаменты и «благодарность
лечащим врачам».
В новых налоговых условиях получается
следующая сумма:
1000-400(прожиточный минимум семьи) -200(коммуналка)
-100(ипотека) -100(социальный налог) -50(стоматологические материалы) = 150$
- налогооблагаемая сумма, с которой он заплатит
20% налога на прибыль, что составит 30$.
Реально в его бюджете останется
сбережений:
1000-200(питание)-200(коммуналка)-100(ипотека)-100(социальный
налог) -50(стоматологические материалы) -30(налог на прибыль) = 320$ плюс
серьезный пакет социальных гарантий.
В случае госпитализации члена семьи
государство обеспечит реально бесплатным лечением.
- Да, разница
есть. Вы серьезно продолжаете верить в
реальную бесплатную медицину? Пожалуй,
это главный вопрос, влияющий на восприятие вышеизложенного вами примера.
- Разве
не было либо нет государств с бесплатной и качественной медициной?
- В
пример сейчас Вы приведёте Норвегию?
- А
почему мы должны руководствоваться стереотипным мышлением, предполагая, что для
Украины это недостижимо? Уверен, каждый украинец заслуживает достойного
медицинского обслуживания. При государственной поддержке и грамотном
распоряжении финансовым потоком социальных отчислений достижение высокого
уровня медицинского обслуживания не только возможно, но и обосновано.
Это
отдельная обширная тема, а сейчас же мы говорим о налогах, так давайте же
продолжим.
Теперь
рассмотрим единый налог второй группы в контексте «схемы для обнала».
Частное
предприятие заработало чистыми миллион гривен. Чистыми - это означает, что с
этой суммы уже уплачен подоходный налог, составлявший тогда 18%. То есть
предприятие, заплатило зарплату со всеми отчислениями, оплатило аренду помещений
и коммунальные услуги, заплатила НДС в конце концов, и на его счету осталось
1180000 гривен, из которых было уплачено 180000 гривен налога на прибыль.
Остался
миллион гривен, заработанных честно головой, руками, благодаря организаторским
способностям и предпринимательской жилке руководителя и хозяина. Но воспользоваться
этими деньгами, согласно налогового законодательства, он не может.
Каким
практическим способом он может перевести эти деньги в собственное распоряжение?
Ну, к примеру, выплатив себе премию, и как мы помним, 41,5% с этой суммы, как
фонда заработной платы, он обязан уплатить налогов.
Фактически из чистой
заработанной суммы у него на руках оставалось 50%. Такое было щадящее налоговое
законодательство.
Понимая,
что в случае госпитализации члена семьи, в условиях задекларированного
бесплатного медицинского обслуживания, на которое, в частности, государство
забирало половину его заработка, фактически себя жену или ребенка он должен был
лечить за собственный счет. У него возникал вопрос: Зачем и куда государство
забирает у него половину заработка? Если не вдаваться в политическое и
коррупционное объяснение, предприниматель становился «либертарианцем –
кулибиным». Что он делал?
Он
накрывал поляну соседу дворнику, открывал на него ФОП на Едином налоге 2
группы, платил 1500 гривен налоговых сборов, и предприятие покупало у этого
ФОПа за 1180000 гривен «какой-то» товар. Эта сумма ложилась в затратную часть
предприятия, и вместо 180 тысяч налога на прибыль, предприятие платило
символически каких-то 100 гривен, а фактически вся потенциальная
налогооблагаемая сумма оказывалась в руках предпринимателя.
Конечно же, за
помощь, сосед дворник получил определенное вознаграждение, после чего его ФОП
благополучно закрывался. Вот и вся экономика.
Подобную схему с легкостью можно обрисовать с ФОПом на 3 группе единого налога,
где с налогооблагаемой суммы ФОП платил 5% единого налога. При этом через него можно было «обналичить»
до 5 млн гривен, а налог в 5% по сравнению с потенциальными 50% казался
предпринимателю смешным, и вознаграждение за «обнал» до 20% было для него
вполне приемлемо. Вы думаете, что правительство было настолько глупым, что
этого не знало?
- Догадываюсь,
что оно не было таким глупым. Что же
изменилось с внедрением новой налоговой системы?
- Изменилось
ровно то, что предприниматель абсолютно законно начал платить в бюджет 20%
налога на прибыль и открыто распоряжаться честно заработанными деньгами.
Единственное, что самые наглые пытались с
помощью махинации обойти эту систему. Но установленная степень ответственности
за подобные действия и жесткий экономический контроль очень быстро свел
подобную попытки к нулю.
В конечном счёте, налоговая прозрачность стала быть
выгодной, потому что предприниматель стал открыто распоряжаться собственным заработком
и к нему не возникало никаких вопросов по поводу возникновения средств.
Повторюсь,
новая налоговая система, основанная на принципах прозрачности и свободы, привела
в Украину в сжатые сроки огромный объем инвестиций, создало миллионы новых
рабочих мест.
В результате этого
отмечался сильнейший рост ВВП, выросла покупательная способность населения,
Украина всё больше стала выходить на международные рынки не только товаров, но
и на рынки инновационных высокотехнологичных продуктов, таких как IT-технологии,
блокчейн-технологии, технологии искусственного интеллекта. Я уже не говорю об увеличении
позиций на мировом рынке украинского ВПК, авиации и космической промышленности
в рамках развития «СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».
-
Николай, Вы так рассказываете, как будто это было очень просто.
- Это
было непросто, но, учитывая сохранившийся научно-технический потенциал и новое
поколение специалистов в инновационных технологиях позволили это сделать. Для
этого было необходимо лишь желание. Ведь, к примеру, не секрет, что во втором
десятилетии века во всём мире славился потенциал украинских IT-специалистов,
которые имели огромное желание работать на родине, и необходимо лишь было не то
чтобы создать им условия, а просто не ставить им проблем...
Читайте также:
А так же тематическая ремарка, связанная с видением Николая вопроса образования украинской нации. Я назвал ее "ИСТОРИЧЕСКИЙ КОД УКРАИНЫ".
Комментарии
Отправить комментарий